Котлы с водяным контуром на отработке

Использование отработанного масла в системе отопления приняло массовый характер относительно недавно. По характеристикам этот энергоноситель максимально приближен к дизельному топливу. Но котел на отработке имеет ряд конструкционных отличий и особые требования к подготовке энергоносителя.

Особенности конструкции и принцип работы

Отработанное масло представляет собой смесь спиртосодержащих элементов и органических соединений. Помимо них в состав могут входить дополнительные примеси, попадающие в него во время первичной эксплуатации. Они — основная причина быстрого засорения камеры сгорания, системы подачи топлива и дымохода. Поэтому котлы на отработке комплектуются дополнительными фильтрами для очистки от вредных примесей.

Для применения этого типа топлива используют две методики его сгорания – с помощью заводских горелок или при прохождении через элементы конструкции. В первом случае топливо подается в систему форсунок, а во втором для получения тепловой энергии масло проходит следующие подготовительные этапы.

1. Фильтрация и нагрев. Они необходимы для минимизации засорения топливной системы.
2. Обогащение паров масла воздухом и подача смеси в камеру сгорания.
3. Подпал топлива и передача тепловой энергии воде.

Классический котел на отработке с водяным контуром состоит из емкости для хранения жидкости, системы подачи, блока подготовки (нагрева и воздушного вентилятора), камеры сгорания, теплообменника и дымохода.

Регулировка интенсивности горения происходит за счет изменения режима работы насоса или степени открытия заслони, расположенной в дымоходе. В последнем случае контролируется интенсивность тяги, подачи обогащенной смеси.

Анализ характеристик оборудования

Обычный котел на отработке с водяным контуром обладает теми же параметрами выбора, что и аналогичные модели, использующие другие типы топлива. К ним относятся номинальная и максимальная мощность оборудования, объем теплообменника, наличие управляющих элементов и групп безопасности.

Дополнительно нужно учитывать следующие характеристики комплектующих:

• Диаметр шланга для подачи топлива – 6-8 мм. Для его изготовления используется специальный материал, не разрушающийся под воздействием масла.
• Насос. Для этого рекомендуется использовать погружные мембранные автомобильные модели с максимальной производительностью 4л/мин. Отдельно приобретается блок питания 12В.
• Вентилятор или турбина для обогащения смеси воздухом. Можно применять обычные бытовые модели с мощностью до 50 Вт.

Также отопительный котел на отработке должен комплектоваться блоком разогрева топлива до температуры около +70°С. Обычно это делают с помощью ТЭНов. Важно, чтобы в конструкции была предусмотрена система регулировки мощности.

Изготовление котла на отработке своими руками

Перед началом производства подобного отопительного оборудования следует продумать целесообразность его изготовления. Если в доме есть твердотопливная модель — котел на отработке своими руками можно сделать путем установки заводской горелки в топку. Она имеет все необходимые компоненты для работы теплоснабжения – очистка и подогрев топлива, дозатор. Средняя стоимость модели мощностью 20 кВт – 16300 р.

Если же такой возможности нет – нужно продумать, как сделать котел на отработке из подручного материала. Оптимальный вариант формы конструкции – цилиндрическая. Она будет состоять из двух труб. Цилиндр большего диаметра выполняет функции корпуса, а меньшего – камеры сгорания. Пространство между ними заполняется водой и должно иметь входные и выходные патрубки для подключения к водяному контуру.

Сначала рассчитываются размеры, чтобы сделать оптимальные котлы на отработке своими руками. Чертежи можно взять в качестве основы, а габариты конструкции менять в зависимости от требуемых параметров или имеющихся подручных материалов.

Рекомендации по изготовлению отопительного котла на отработанном масле:

• Толщина стенок корпуса. Для внутреннего цилиндра она должна быть не менее 2 мм, для наружного – от 1,5 мм.
• Материал изготовления – жаропрочная сталь. После вальцевания (формирования цилиндра) его края соединяются с помощью сварки.
• Дымоходная труба проходит через теплообменник. Ее рекомендуется делать из нержавеющей стали.
• Если не стоит задача обогрева помещения от стенок корпуса – их нужно защитить теплоизоляционным материалом. Там минимизируют тепловые потери. Теплоизоляционный слой лучше всего сформировать из минеральной ваты.
• Диаметр отверстий в горелке — от 3 до 5 мм. Их количество – 35 шт.

После изготовления необходимо сделать правильную установку оборудования и подсоединение его к системе теплоснабжения.

Подключение и эксплуатация

Самодельные и заводские котлы отопления на отработке могут использоваться только в закрытой системе теплоснабжения. Дополнительно учитываются меры безопасности – емкость с топливом и оборудование не должны находиться в одном помещении. Место установки котла не может иметь горючих материалов – пол и стены обрабатываются защитными составами. Монтаж рекомендуется делать на ж/б плиту или стяжку.

Общая схема подключения не отличается от стандартной. При выполнении работ должны быть соблюдены такие условия:

• Входной и выходной патрубок изготавливается из металла. Их минимальная протяженность – от 1,5 м.
• Установка групп безопасности. На обратной трубе — клапан, предотвращающий изменение направления движения жидкости и циркуляционный насос. На подающей магистрали – воздухоотводчик и спускной клапан.
• Для создания хорошей тяги монтируется дымоход длиной не менее 4 м.

Пробный запуск осуществляется при 30% от максимальной мощности оборудования. Потом этот показатель постепенно увеличивается до предельного уровня. Контролируется отсутствие протечек в системе и перегрев котла. Для этого необходимо установить манометры и термометры.

В видеоматериал можно ознакомиться с примером самодельного оборудования:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *